Восстановление свечной резьбы в головке

Как происходит повреждение резьбы под свечу? Обычно это происходит, если муд@ки с СТО когда-то завернули свечку не по резьбе. Смяли резьбу в алюминиевой головке блока. Дальше в процессе заворачиваний-выворачиваний свечи смятый алюминий постепенно выкрашивался, пока от резьбы ничего не осталось. Ну а там и свечу выдавило. Вот характерный вид такой свечи с вырванными витками алюминиевой резьбы:

Либо просто слишком сильно затягивали свечу, при этом не смазывали резьбу свечи перед закручиванием графитовой смазкой — вот постепенно и сносило алюминиевые витки резьбы. А еще бывает, что свечу закрутили без прокладки, и она резьбовой частью торчала внутрь цилиндра. Потом эта часть обросла нагаром — и при выворачивании нагар смял часть витков резьбы внутри камеры сгорания. Затем на смятой части стал наростать еще нагар, при выкручивании свечи рузьбу мяло всё выше и выше — пока не убило окончательно. Вот тут на картинке эта ситуация изображена под цифрой II:

Но, по большому счёту, механизм повреждения резьбы для нас не слишком важен, если резьба уже сорвана.

По хорошему — при таком дефекте нужно менять головку блока. Но если душит жаба — точится втулка с внутренней резьбой под свечу (M14x1,25) и внешней на пару миллиметров больше. Обычно используются метчики М18х1.5 №1 и №2 (третий не нужен — мы будем закручивать втулку в отверстие туго). Отверстие под свечу рассверливается, и в нем режется новая резьба. Туда закручивается втулка и раскернивается, чтобы не выворачивалась (или закручивается на фиксаторе резьбы Loctite или аналогичном, чтобы не кернить).

Если делаете для себя, и не лень снимать головку — то лучше, конечно, после закручивания развальцевать футорку в гнезде изнутри. Свечную резьбу потом можно поправить метчиком. Но даже в этом случае закручивать втулку лучше на фиксаторе резьбы или, как минимум, на теплопроводящей пасте (такую компьютерщики используют для установки радиаторов на процессор). Тогда отремонтированная головка станет в некотором смысле лучше новой.

Как вариант, если гнездо под свечу достаточно большое — можно найти свечи типа М, так называемые «тракторные», у них резьба М18×1.5. Но это очень уж грубо.

Вообще чтобы сделать эту работу аккуратно — надо использовать специальный двухзаходный метчик 14-18, который заходит в отверстие для свечи по старой резьбе, а дальше сам срезает лишний металл и нарезает резьбу 18×1.5. Это обеспечивает соосность новой резьбы старой, а если метчик намазать солидолом и периодически выкручивать с пылесосом и очищать — то еще и предотвратит попадание алюминиевой стружки в цилиндр чуть менее чем полностью, что позволит всё сделать не снимая головы с двигателя.

Вот это и есть такой двухзаходный метчик. Китайцы выпускают и продают. Более того — китайцы выпускают сразу комплекты для завтуливания свечной резьбы, вот такие:

Видите — здесь в комплекте несколько футорок разной высоты, и специальный метчик, который позволяет резать резьбу в головке без всякого рассверливания (чтобы вам не искать сверло на 16 мм). Но такой метчик лучше применять с направляющей трубкой, чтобы не нарушить соосности свечного отверстия головке. Втулки-футорки в таком комплекте — стальные из мягкой стали, они хорошо развальцовываются, но имеют тот недостаток, что если у вас в головке часто стоит вода, а свечи вы выкручиваете редко — свечи могут приржаветь по резьбе, и тогда вы рискуете вывернуть свечу вместе с футоркой. Латунные втулки не приржавевают, но их сложнее развальцевать, и они дороже.

И вот еще — существуют вот такие китайские комплекты для восстановления резьбы:

У них футорка тонкостенная, примерно на внешнюю резбу М16х1.25 — так вот, не берите их, эти футорки моментально разваливаются. Это так — гумноремонт на один раз. А возни с таким ремонтом не многим меньше, чем с нормальной футоркой на М18 — так зачем делать халтуру, если это не экономит усилий?

Впрочем, если у вас не какой-то уникальный автомобиль, то я вам советую сделать ремонт свечной резьбы по-простому, не снимая головки блока, обычным китайским комплектом. После чего быстро-быстро перебирать ногами в сторону авторынка, Авто.Ру и Авито, где и скинуть это ведро очередному лоху.

Материал: Proper специально для Auto.Cyro.Ru
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем S-Tumbler на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Комментарии о материале (сверху свежие):
    Чтобы писать свои комментарии - надо залогиниться на сайте. Тогда и вид комментариев станет более красивым.